АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ЛАНИТ

Цифровые перспективы

27.05.2024
Проект по внедрению современной системы проектирования и подготовки производства на Минском тракторном заводе стартовал в ноябре 2021 года. Рассчитанный на пять лет, он уже преодолел «экватор». И это стало хорошим поводом встретиться с руководителем проекта — начальником центра компетенций ОАО «МТЗ» Михаилом Ледвиком, и узнать, что сделано, а что предстоит сделать в направлении цифровизации производства.
— Михаил Викентьевич, давайте напомним нашим читателям, для чего Минский тракторный завод начал реализацию проекта?

— Среди основных целей — сократить срок вывода на рынок новых моделей техники более чем на 30 %, повысить качество продукции и свести брак к минимуму. Это возможно сделать за счет оптимизации и автоматизации бизнес-процессов: работа всех специалистов конструкторско-технологических и производственных служб идет в единой цифровой среде, в одном информационном поле. Привычные чертежи и технологические процессы на бумаге заменяют 3D-модели и смоделированное производство деталей и сборочных единиц.

— Каких результатов удалось достичь за два с половиной года и над чем сегодня идет работа?

— Выполнен большой пласт работ по созданию системы и ее настройке. Так, технологический контур системы завершен примерно на 90 %, конструкторский — на 90—95 %. Сейчас в основном остались вопросы по освоению функционала сотрудниками. Что касается ближайших планов, работа идет над созданием электронного архива заводской конструкторской и технологической документации разных лет. Ведется подготовка запуска производства по безбумажной технологии. Первоначально оно будет налажено в опытных цехах, а затем и на основном производстве. Прорабатываем вопросы масштабирования системы и внедрения ее на предприятиях холдинга.

Все участники проекта обеспечены новыми ПЭВМ с характеристиками, позволяющими работать с инструментами цифрового проектирования. В этом году закуплены 15 производственных терминалов для выпуска изделий, проектируемых по безбумажной технологии. Они установлены в ЦОП-1 и ОЦ-2 и после подключения к коммуникациям будут готовы к работе.

Кроме этого, мы приобрели лицензии для российских программ по моделированию процессов обработки давлением QForm и литья Полигон Софт для решения задач заготовительного производства. Также в ближайшей перспективе намечается большая совместная работа с компанией ООО «ОМП Систем» по интеграции системы цифрового проектирования с заводской корпоративной информационной системой.

— Одна из целей проекта — пилотный выпуск BELARUS-3525 и машины МУЛ-2022, проектирование и разработка которых велись в «цифре». Можно ли уже говорить о запуске их в производство?

— По пилотному трактору готовность конструкторской документации около 75 %. А могла бы уже приблизиться к 100 %. К сожалению, на скорости разработки сказался период импортозамещения. Замена одних комплектующих на другие потребовала изменений и в документации. В итоге мы вышли за временные рамки и сейчас наверстываем упущенное. А вот КД по МУЛ-2022 уже полностью готова. Сейчас прорабатываются вопросы по запуску машины в производство. Предполагается, что ее изготовят на Мозырском машиностроительном заводе. Есть поручение генерального директора ОАО «МТЗ» о внедрении системы цифрового проектирования и закупки необходимого оборудования на МозМЗ.
— Какие «узкие» места стали очевидны в процессе реализации проекта?

— Есть проблема с подготовкой кадров. Оказалось, что людей, способных разрабатывать и ставить на производство новую технику, не так и много. Один из путей привлечения дополнительных кадров — создание на МТЗ студенческого конструкторского бюро. Польза от него будет обоюдная. Талантливые ребята из вузов и колледжей получат возможность работать с нашим инструментом, применять новые технологии в деле, а для завода это хороший кадровый ресурс для решения насущных задач и задел на будущее. Сейчас мы готовимся к защите проекта по КБ. И если получим положительное решение, отправимся с презентацией в учебные заведения.

— А как обстоит дело с обучением самих заводчан? Сколько работников удалось подготовить для проекта?

— Проект уже охватывает около 170 человек. Среди них конструкторы, технологи, специалисты нормоконтроля и метрологической службы. Состав планомерно расширяется. Сейчас проходит обучение очередная группа из УКЭР-1. Нельзя не отметить и сотрудников УИТ, без участия которых оснащение и работоспособность системы были бы невозможны. Сегодня на МТЗ уже есть специалисты, которые самостоятельно могут обучать своих коллег без участия подрядчика и нашего партнера — АО «ЛАНИТ». Это ведущий аналитик ЦКом Виталий Сосинович, ведущие инженеры УКЭР-1 Владимир Зизюк и Евгения Телюк. Я уверен, что к ним присоединятся и другие специалисты предприятия.

Местом для обмена опытом стал заводской портал техподдержки, созданный в рамках проекта. Это настоящая база знаний, где участники могут найти необходимые инструкции, документацию, получить компетентные ответы на вопросы от нашей группы внедрения и подрядчика. Недавно на портале появился раздел «Форум», где участники могут делиться информацией между собой.

— Рабочим тоже придется столкнуться с нововведениями. Насколько они готовы к ним?

— Пока рабочие проходят обучение в меньшей степени. Но за прошедшее время у нас был опыт изготовления детали по безбумажной технологии. Делали ограждения для МУЛ-2022. Для этого в опытном цехе № 2 настроили систему, обучили технолога и рабочих пользоваться производственным терминалом. Поначалу у них возникли опасения. Однако затем оказалось, что работать на нем несложно, как на планшете. Прибор оснащен простым и понятным интерфейсом — так называемым автоматизированным рабочим местом производственного персонала. Там визуально отображаются и технологический процесс, и непосредственно 3D-модель самой детали. Благодаря этому рабочему гораздо проще понять, что и как ему необходимо изготовить. В итоге мы получили положительные отклики и даже какие-то предложения по улучшению интерфейса, функционала.

— Насколько сегодня проект находит поддержку у работников завода?

— Я отвечу на ваш вопрос цитатой из книги «Государь» итальянского философа Никколо Макиавелли, написанной в XVI веке: «… нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми». Так и у нас. Не все готовы менять подходы к рабочим процессам. Но радует, что у проекта есть сторонники, которые всячески способствуют его продвижению. Для тех, кто показывает результаты, стараемся находить способы повышения мотивации. Это премии, участие в конференциях, повышение категорий, окладов. Хочу отметить большую поддержку со стороны руководства предприятия в лице гендиректора Виталия Вовка. Без этого было бы гораздо сложнее.

— В этом году на МТЗ реализуется еще один цифровой проект. Расскажите о нем подробнее.

— Это пилотный проект по планированию работ конструкторских и технологических подразделений в цифровом формате без использования бумажных носителей. Его первоначальная цель — увидеть реальную загрузку наших конструкторов и технологов. Система автоматически может рассчитать ее в зависимости от количества поставленных и выполняемых задач. В результате руководители подразделений смогут более объективно планировать работу и принимать верные управленческие решения.
В фокус-группу вошли специалисты центра компетенций, управлений главного технолога и конструкторско-экспериментальных работ №№ 1 и 2. Проект рассчитан на год. По его результатам будет разработан стандарт предприятия по планированию работы конструкторско-технологических подразделений в цифровом формате.

— Как вы думаете, есть ли перспективы у процесса цифровизации на МТЗ после завершения проекта?

— Это зависит от нас самих. Перевести такое крупное предприятие, как МТЗ, на цифровые технологии — работа не одного месяца и даже года. Но рано или поздно это сделать придется, если мы хотим остаться флагманом в тракторостроении и развиваться дальше. Проект, который реализуется на МТЗ, по своим масштабам единственный в Беларуси. Сейчас к нам приезжают перенимать опыт представители крупнейших отечественных и российских компаний. В портфеле заказчиков нашего подрядчика — немало крупных клиентов, которые уже успешно перешли на безбумажные технологии. Хочу подчеркнуть, что для АО «ЛАНИТ» внедрение цифровой системы проектирования и подготовки производства на Минском тракторном заводе — имиджевый проект, нацеленный на конкретный результат.
Автор: Ольга КАЦЕР,
Фото: Сергея ХРАМЦОВА
Источник: КОРПОРАТИВНАЯ ГАЗЕТА ОАО «МТЗ», 24 мая 2024 г., N 21
Перейти к источнику