— Какие «узкие» места стали очевидны в процессе реализации проекта?
— Есть проблема с подготовкой кадров. Оказалось, что людей, способных разрабатывать и ставить на производство новую технику, не так и много. Один из путей привлечения дополнительных кадров — создание на МТЗ студенческого конструкторского бюро. Польза от него будет обоюдная. Талантливые ребята из вузов и колледжей получат возможность работать с нашим инструментом, применять новые технологии в деле, а для завода это хороший кадровый ресурс для решения насущных задач и задел на будущее. Сейчас мы готовимся к защите проекта по КБ. И если получим положительное решение, отправимся с презентацией в учебные заведения.
— А как обстоит дело с обучением самих заводчан? Сколько работников удалось подготовить для проекта?
— Проект уже охватывает около 170 человек. Среди них конструкторы, технологи, специалисты нормоконтроля и метрологической службы. Состав планомерно расширяется. Сейчас проходит обучение очередная группа из УКЭР-1. Нельзя не отметить и сотрудников УИТ, без участия которых оснащение и работоспособность системы были бы невозможны. Сегодня на МТЗ уже есть специалисты, которые самостоятельно могут обучать своих коллег без участия подрядчика и нашего партнера — АО «ЛАНИТ». Это ведущий аналитик ЦКом Виталий Сосинович, ведущие инженеры УКЭР-1 Владимир Зизюк и Евгения Телюк. Я уверен, что к ним присоединятся и другие специалисты предприятия.
Местом для обмена опытом стал заводской портал техподдержки, созданный в рамках проекта. Это настоящая база знаний, где участники могут найти необходимые инструкции, документацию, получить компетентные ответы на вопросы от нашей группы внедрения и подрядчика. Недавно на портале появился раздел «Форум», где участники могут делиться информацией между собой.
— Рабочим тоже придется столкнуться с нововведениями. Насколько они готовы к ним?
— Пока рабочие проходят обучение в меньшей степени. Но за прошедшее время у нас был опыт изготовления детали по безбумажной технологии. Делали ограждения для МУЛ-2022. Для этого в опытном цехе № 2 настроили систему, обучили технолога и рабочих пользоваться производственным терминалом. Поначалу у них возникли опасения. Однако затем оказалось, что работать на нем несложно, как на планшете. Прибор оснащен простым и понятным интерфейсом — так называемым автоматизированным рабочим местом производственного персонала. Там визуально отображаются и технологический процесс, и непосредственно 3D-модель самой детали. Благодаря этому рабочему гораздо проще понять, что и как ему необходимо изготовить. В итоге мы получили положительные отклики и даже какие-то предложения по улучшению интерфейса, функционала.
— Насколько сегодня проект находит поддержку у работников завода?
— Я отвечу на ваш вопрос цитатой из книги «Государь» итальянского философа Никколо Макиавелли, написанной в XVI веке: «… нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми». Так и у нас. Не все готовы менять подходы к рабочим процессам. Но радует, что у проекта есть сторонники, которые всячески способствуют его продвижению. Для тех, кто показывает результаты, стараемся находить способы повышения мотивации. Это премии, участие в конференциях, повышение категорий, окладов. Хочу отметить большую поддержку со стороны руководства предприятия в лице гендиректора Виталия Вовка. Без этого было бы гораздо сложнее.
— В этом году на МТЗ реализуется еще один цифровой проект. Расскажите о нем подробнее.
— Это пилотный проект по планированию работ конструкторских и технологических подразделений в цифровом формате без использования бумажных носителей. Его первоначальная цель — увидеть реальную загрузку наших конструкторов и технологов. Система автоматически может рассчитать ее в зависимости от количества поставленных и выполняемых задач. В результате руководители подразделений смогут более объективно планировать работу и принимать верные управленческие решения.
В фокус-группу вошли специалисты центра компетенций, управлений главного технолога и конструкторско-экспериментальных работ №№ 1 и 2. Проект рассчитан на год. По его результатам будет разработан стандарт предприятия по планированию работы конструкторско-технологических подразделений в цифровом формате.
— Как вы думаете, есть ли перспективы у процесса цифровизации на МТЗ после завершения проекта?
— Это зависит от нас самих. Перевести такое крупное предприятие, как МТЗ, на цифровые технологии — работа не одного месяца и даже года. Но рано или поздно это сделать придется, если мы хотим остаться флагманом в тракторостроении и развиваться дальше. Проект, который реализуется на МТЗ, по своим масштабам единственный в Беларуси. Сейчас к нам приезжают перенимать опыт представители крупнейших отечественных и российских компаний. В портфеле заказчиков нашего подрядчика — немало крупных клиентов, которые уже успешно перешли на безбумажные технологии. Хочу подчеркнуть, что для АО «ЛАНИТ» внедрение цифровой системы проектирования и подготовки производства на Минском тракторном заводе — имиджевый проект, нацеленный на конкретный результат.